«Не судите, да не судимы будете» — наверняка, слышали хоть раз.
Само слово «судить», которое употребляется в этой фразе, имеет несколько смысловых значений:
- Судить, иными словами думать, то есть рассуждать, обсуждать что-либо, а также мыслить, размышлять. Судить — рядить. Мы сегодня не об этом.
- Ещё судить, значит осуждать, то есть порицать, критиковать кого-либо или что-либо.
- Судить, значит производить суд над людьми. То есть разбирать и решать споры, тяжбы и дела, и выносить приговор над виновными. И это мы тоже сейчас не обсуждаем.
«Не судите, да не судимы будете”. Когда мы вспоминаем эту цитату из Библии, чаще всего на ум приходит идея о том, что я должен принимать поведение других людей, неважно, хорошо ли они себя ведут или плохо – это не моя забота.
То есть “судить” в контексте Библии чаще всего воспринимается как осуждение. Имеется в виду, что не нужно осуждать людей за их поведение; это будет сделано не нами, а Высшим Судом.
Но для меня идея НЕ СУДИТЕ означает немного другое.
Судить для меня – значит оценивать, присваивать оценку – значение, и категории «хорошо» и «плохо» тоже к этому относятся. Как только мы для себя решаем, что одно или другое – хорошо или плохо, – мы уже «посудили» или «осудили». И это не только о других людях и их поступках.
Окружающий нас мир абсолютно нейтрален, и есть лишь наша собственная интерпретация того, что мы видим.
Как понимать утверждение о нейтральности мира? Как на это реагировать? Как к этому относиться?
Утверждение о нейтральности мира нужно понимать буквально.
Приведу свой любимый пример со стулом. Стул стоит – это хорошо или плохо? На самом деле, это нейтрально. Но в зависимости от ситуации каждого смотрящего на стул, мы можем присвоить этому значение. Например, если вы идете с кастрюлей кипятка и на пути у вас стоит стул, то скорее всего, вы решите, что это плохо. А если вы долго стоите в очереди и сильно устали, а рядом с вами стоит стул, на который можно присесть, то скорее всего, вы решите, что это хорошо. Но сам по себе факт стоящего стула нейтрален. Точно так же мы присваиваем значение абсолютно всему в этом мире. То есть мы видим не мир таким, какой он есть. Для нас мир — это лишь наши интерпретации того, что мы получаем через наши органы чувствования: глаза, уши, рот, нос, кожу.
Можно ли избавиться на 100% от суждений? Мне кажется, что на данном этапе — нет. Но в зависимости от нашего продвижения по жизненному пути меняется и степень нашего суждения-осуждения.
Сначала мы учимся не судить, не осуждать то, что мы видим вокруг и поведение тех, кого мы видим вокруг. И на этом уровне очень хороши какие-то ограничительные инструменты, например, религии. Там есть понятие греха, там есть понятие того, что ты будешь отвечать перед Богом за то, что ты сделал – то есть такие ограничительные рамки. И на определенном этапе развития это очень хороший инструмент для того, чтобы перестать осуждать окружающих. Это про «бревно в глазу».
На следующем этапе обычно мы учимся не судить себя, то есть переносим фокус внимания извне внутрь. Здесь хорошо помогают психология, коучинг и похожие инструменты. Мы учимся не оценивать свою жизнь и свои поступки в категориях “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно”.
Этап стопроцентного нейтрального отношения к жизни, лично для меня, пока недостижим. Я верю, что есть люди с высоким уровнем осознанности, которые мыслят исключительно фактами, и это идеально. Но большинство людей всё-таки продолжают находиться под влиянием собственных и коллективных историй.
«Не судите» — у вас получается?
Если вам кажется, что вы внутри себя полностью научились быть нейтральными, то задайте себе вопрос: «Могу ли я выйти на улицу голым и прийти так на работу?» Скорее всего, ответ будет «нет». Поразмышляйте, почему. Несмотря на все наши практики, техники расширения рамок и границ, движение по пути, внутренние рамки всё равно остаются у каждого. Наверняка, вы думаете, что голым прийти на работу невозможно – копайте глубже. Скорее всего, это значит для вас, что это плохо. Получается, что оценка всё равно есть, просто она спряталась достаточно глубоко. И поэтому, когда вы видите человека, который продолжает оценивать мир с позиции «хорошо» или «плохо», вам легче будет признать, что “это тоже Я.»
Я уверена, что обязательно будет такой этап в развитии людей, когда без всяких вспомогательных ограничений, практик и инструментов, мы все будем видеть мир фактически, а не свои истории о нем. И тогда, возможно, нам намного проще будет договориться.